Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» выделяет понятия «третейский суд» и «постоянно действующее арбитражное учреждение (далее — ПДАУ)».
— ПДАУ представляет собой подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража, а именно по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора (ч. 3, 9 ст. 2 Закона об арбитраже).
— третейский суд — единоличный арбитр или коллегия арбитров, осуществляющие разрешение споров между сторонами гражданско-правовых отношений, переданных на рассмотрение третейского суда в соответствии с арбитражным соглашением (ч. 2, 16 ст. 2, ст. 7 Закона об арбитраже).
Таким образом, третейский суд осуществляет разрешение споров по существу, ПДАУ выполняет организационно-технические функции по сопровождению разрешения споров.
Виды третейских судов
— третейский суд, сформированный и осуществляющий свою деятельность при содействии и в соответствии с правилами ПДАУ (п. п. 5, 13 ч. 5 ст. 45 Закона об арбитраже);
— третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc) — это третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны ПДАУ (за исключением возможного выполнения ПДАУ отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража) (ч. 17 ст. 2 Закона об арбитраже).
Основные особенности правового статуса арбитража ad hoc заключаются в следующем:
1) условия деятельности такого суда определяются соглашением сторон (в частности, сторонами определяются размер гонорара арбитра, место хранения документов (ч. 4 ст. 22, ч. 1 ст. 39 Закона об арбитраже));
2) компетенция арбитража ad hoc ограничена: споры, связанные с созданием в России юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ и не подлежат рассмотрению третейским судом, образованным для разрешения конкретного спора (ч. 7, 7.1 ст. 45 Закона об арбитраже);
3) сторонам арбитража ad hoc не предоставлено право заключать соглашения об отказе от возможности обращения в государственный суд за содействием (ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона об арбитраже);
4) в отличие от арбитража, администрируемого ПДАУ, арбитражу ad hoc не предоставлено право обращения в компетентный суд за содействием в получении доказательств (ст. 30 Закона об арбитраже);
5) стороны не вправе признать решение такого суда окончательным, оно может быть отменено по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством (ст. 40 Закона об арбитраже).
Стороны арбитража ad hoc вправе поручить выполнение отдельных функций по администрированию конкретного спора ПДАУ. Однако, это не влечет признание такого арбитража администрируемым со стороны ПДАУ (ч. 19 ст. 44 Закона об арбитраже).
Компетенция третейского суда:
— хозяйственные и корпоративные споры;
— споры по кредитам и финансам;
— имущественные и земельные споры;
— споры в сфере строительства;
— международные споры.
Компетенция третейского суда не включает:
— административные споры;
— споры, в сфере публичных правоотношений;
— споры, связанные с банкротством;
— трудовые споры.
Процедура Арбитража.
1. СОГЛАШЕНИЕ. Стороны заключают соглашение о рассмотрении их спора третейским судом, либо включают такое условие в заключаемый договор (арбитражная оговорка). В соглашении или арбитражной оговорке стороны определяют третейский суд, его состав и место арбитража (если место не указано, оно определяется третейским судом с учетом обстоятельств дела и удобства сторон).
2. РАССМОТРЕНИЕ. Если стороны не договорились об ином, арбитраж в отношении конкретного спора считается начавшимся в день, когда исковое заявление получено ответчиком. (ст. 23 Закона об арбитраже) Если стороны не договорились об ином, истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается ответчику и (если применимо) в постоянно действующее арбитражное учреждение. (ст. 25 Закона об арбитраже). Арбитраж осуществляется по правилам арбитража, утвержденным для конкретного третейского суда. Как правило, они схожи с процессуальным законодательством для государственных судов.
После исследования обстоятельств дела третейским судом принимается арбитражное решение. Если в ходе арбитража стороны урегулируют спор, третейский суд прекращает третейское разбирательство и по просьбе сторон принимает арбитражное решение на согласованных условиях. (ст. 32 и 33 Закона об арбитраже)
Если в арбитражном соглашении предусмотрено, что окончательное арбитражное решение не подлежит отмене, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации. (ст. 40 Закона об арбитраже)
3. ОСПАРИВАНИЕ. Решение третейского моет быть оспорено в арбитражный суд в срок, не превышающий 3 (трех) месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной третейского разбирательства. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 1 (одного) месяца со дня его поступления в арбитражный суд.
Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом лишь в случае, если сторона, подающая заявление об отмене такого решения, представит доказательства того, что (ст. 233 АПК РФ):
1) одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
2) третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания — по праву Российской Федерации;
3) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третейского суда по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, может быть отменена только та часть решения, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением;
4) состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;
5) сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения.
Арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что:
1) спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
2) решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации. Если часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть отделена от той части, которая ему не противоречит, может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда выносится определение, которое может быть обжаловано в кассационную инстанцию в срок не позднее 1 (одного) месяца.
Отмена решения третейского суда не препятствует повторному рассмотрению того же спора третейским судом.
4. ИСПОЛНЕНИЕ. Арбитражное решение подлежит обязательному исполнению сторонами спора. В противном случае, арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями процессуального законодательства РФ. В приведении арбитражного решения в исполнение путем выдачи исполнительного листа может быть отказано лишь по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации. (ст. 40 и 41 Закона об арбитраже).
Арбитражное решение не может являться основанием для внесения записи в (ст. 43 Закона об арбитраже):
— государственный реестр (в том числе единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним),
— реестр владельцев именных ценных бумаг или иной реестр на территории РФ, внесение записей в который влечет за собой возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, при отсутствии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда (в том числе в отношении арбитражного решения, не требующего принудительного приведения в исполнение).
По данному вопросу Верховный Суд РФ в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» указал, что решение третейского суда, вынесенное по спору о правах на недвижимое имущество, в том числе не требующее принудительного приведения в исполнение, само по себе не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статья 43 Закона об арбитраже). Для целей осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании такого решения третейского суда требуется соблюдение процедуры, установленной главой 47 ГПК РФ, § 2 главы 30 АПК РФ. В связи с этим по указанной категории споров судам следует принимать к рассмотрению заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, даже если соответствующее решение по своей природе не требует принудительного приведения в исполнение (например, решения третейских судов о признании за истцом права собственности или иных прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Российской Федерации).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для внесения изменений в государственные реестры возможно лишь на основании исполнительного листа. Одного решения третейского суда будет недостаточно.
Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 1 (одного) месяца со дня его поступления в арбитражный суд субъекта Российской Федерации. (ст. 239 АПК РФ)
Арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа, если будут предоставлены доказательства того, что:
- одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
- третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания по праву Российской Федерации;
- сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении третейского судьи или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения;
- решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения, и что если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, та часть решения третейского суда, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, может быть признана и приведена в исполнение;
- состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.
Арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа, если установит, что:
- спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
- приведение в исполнение решения третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации. Если часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть отделена от той части, которая ему не противоречит, та часть решения, которая не противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть признана или приведена в исполнение.
Определение арбитражного суда по делу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть обжаловано в кассационном порядке в арбитражный суд округа в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения определения.
Преимущества:
— судьи выбираются участниками самостоятельно;
— можно выбрать место рассмотрения спора;
— заранее можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
— заранее можно разделить расходы на третейское разбирательство;
— срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах (около 6 мес.);
— суды не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
— полная конфиденциальность рассмотрения дела;
— возможность получить исполнительный лист;
Недостатки:
— решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
— оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников.
Если кто-либо откажется сотрудничать, то:
— разбирательство может затянуться;
— правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
— в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.
Особенности:
Для рассмотрения спора в третейском суде, стороны должны заключить соответствующее соглашение или указать об этом в тексте заключаемого договора (арбитражная оговорка).
При рассмотрении спора Третейским судом возможны следующие расходы на арбитраж:
1) гонорары арбитров;
2) расходы, понесенные арбитрами в связи с участием в арбитраже, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;
3) суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;
4) расходы, понесенные арбитрами в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения;
5) расходы, понесенные свидетелями;
6) расходы на оплату услуг представителя (представителей) сторон;
7) расходы на организационное, материальное и иное обеспечение арбитража;
8) иные расходы, определяемые третейским судом.
Нормативная база:
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» не (с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).)
- Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
- ст. 230 – 240.5 Арбитражного процессуального кодекса РФ.